Порядок грузовых перевозок на автомобильном транспорте четко регламентирован правительственным положением, которое было скорректировано весной 2020 года. Суть правок документа №738 позволила стандартизировать единые нормы перевозок к Постановлению 272, которое было утверждено 15 апреля 2011 года. Специальные приложения содержат информацию о максимально допустимых значениях массы, габаритов, осевых нагрузках на транспортные средства.
Обозначение автомобиля на дороге – отличительные знаки
Для обозначения транспортного средства с негабаритным грузом на дороге используется 3 отличительных знака:
- Автопоезд – треугольник из трех лампочек на крыше авто. Должен быть установлен в обязательном порядке, если имеется хотя бы 1 прицеп. Используется при недостаточной видимости, а также после захода солнца.
- Крупногабаритный груз – светоотражающий квадрат размером 40х40 см с чередующимися красными и белыми полосками шириной 50 мм, нанесенными по диагонали. Применяется, если предмет выступает за пределы платформы более чем на 40 см по бокам, и более чем на 100 см сзади.
- Длинномерное транспортное средство – прямоугольник 120х20 см или 2 прямоугольника 60х20 см желтого цвета с красной каемкой. Используется, если длина авто с грузом превышает 20 м.
Сложности перевозки негабаритного груза
По определению, работа с негабаритным грузом относится к особому виду перевозок. Для успешного завершения такой сложной доставки потребуется:
- Выбрать подходящее транспортное средство для доставки негабаритных грузов.
- Помнить про специфику регионов, через которые придется проезжать.
- Подобрать удобный путь для транспортировки, чтобы сэкономить денежные средства и время.
- Выполнить подсчет длительности перевозки.
- Учесть все возможные трудности, которые могут возникнуть во время доставки.
- Подсчитать, сколько денежных средств вы потратите на перевозку такого груза.
- Подписать все необходимые документы.
Понятие негабаритного груза
Определение гласит, что негабаритным грузом называют нестандартно громоздкие и тяжёлые предметы, параметры которых превосходят установленные действующие нормы. Понятие достаточно простое, но всё же имеет свои особенности. Для определения негабаритного груза порой достаточно оценить, сможет ли он поместиться в рамках стандартного контейнера или погрузочной платформы грузового транспорта. На негабаритность влияет как тяжесть, так и геометрические характеристики предмета. Согласно классификации негабаритных грузов, они отличаются следующими параметрами:
- длина превышает 16 метров;
- высота составляет более 4 метров;
- в ширину груз занимает свыше 2,55 метров.
Эти характеристики прописаны в пункте 23.5 ПДД. Если перевозимый груз соответствует этим параметрам, тогда для его перевозки потребуется обязательное получение специального разрешения. Отсюда логично узнать, что именно относится к негабаритным грузам. Наиболее распространёнными из них считаются:
- суда;
- водные виды транспорта;
- строительная техника;
- дорожная спецтехника;
- сельскохозяйственные машины;
- конструкции и изделия с нестандартными размерами (балки, крупные ёмкости, металлоконструкции и пр.);
- спецтехника и оборудование промышленного назначения.
Как вы видите, крупногабаритный груз – это обширное понятие, под которое попадает множество потенциальных грузов, требующих перевозки. Транспортировка осуществляется с использованием низкорамных платформ, если негабарит отличается нестандартной высотой. Так удаётся существенно уменьшить общую высоту груза и используемого для его перевозки транспорта.
Транспортировка габаритных конструкций на легковых машинах представляет собой важное, но требующее особой осторожности и соблюдения правил действие. Негабаритные грузы могут включать в себя различные виды грузов, от стройматериалов до спортивных снарядов, и их перевозка может быть необходима в разных ситуациях. Однако, чтобы обеспечить безопасность на дорогах, соблюдение требований закона и мер безопасности является обязательным.
Важно помнить, что транспортировка негабаритных грузов должна соответствовать ПДД России и другим нормативным актам. Водители обязаны получать необходимые разрешения и согласовывать маршруты с компетентными органами. Грузы должны быть надежно закреплены, обеспечивая стабильность и безопасность во время движения.
В ПДД перевозке грузов посвящен раздел 23, состоящий из пяти пунктов, в которых законодатель предусмотрел все возможные ситуации, возникающие при их перевозке автомобильным транспортом.
В 23.1 речь идет о допустимых значениях по массе груза. 23.2 предписывает водителю контролировать его размещение и крепление.
23.1. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
23.2. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.
Пункт 23.3 ПДД развернуто указывает, когда допускается перевозка груза и имеет пять абзацев, из которых следует упомянуть достаточно необычный для современных водителей о том, про что многие водители забывают: размещение груза не должно препятствовать восприятию сигналов, подаваемых рукой.
23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:
- не ограничивает водителю обзор;
- не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
- не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
- не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.
Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.
Ответственность за превышение габаритов перевозимого груза или условий транспортировки
Соблюдение ограничений по высоте перевозимого груза, максимальная разрешенная ширина и длине является обязательным условием для каждого перевозчика. Грузовое такси «Газелькин» несет полную ответственность за соблюдение требований нормативных документов и не берется за работы, не соответствующие правилам ПДД.
Сохранность груза, безопасность дорожного движения являются основными критериями подобного рода работ. Допуск габаритов перевозимых грузов проверяется сотрудниками полиции, а при несоблюдении условий налагаются штрафные санкции:
- При отсутствии обозначения на грузе, выступающем за пределы кузова.
- Если транспортировка крупногабаритной или негабаритной продукции выполняется без специального разрешения или по каким-либо требованиям не соответствует информации в документе.
- Штрафные санкции распространяются при превышении максимально допустимой нагрузки на ось.
- Не допускается нарушение ПДД водителями, выполняющими перевозку продукции или предметов.
- Если грузоотправитель подал неверные сведения о составе, массе и габаритах товара, к нему также предъявляются санкции.
- Не габариты грузов перевозимые автотранспортом, перевозимые с превышением допустимой массы автомобиля, приводят к снятию машины с маршрута.
При приеме заказа, погрузке и фиксации в кузове необходимо учитывать, что штраф накладывается на водителя, должностных лиц и владельца транспортной компании.
Максимально допустимые габариты и масса автогрузового транспорта
1.1. Максимальная длина, м
грузового автомобиля . 12,0
автобуса . 12,0
прицепа . 12,0
сочлененного транспортного средства. 20,0
сочлененного автобуса . 18,0
автопоезда. 20,0
1.2. Максимальная ширина, м
всех транспортных средств. 2,55
изотермических кузовов транспортных средств . 2,60
1.3. Максимальная высота, м. 4,0
2. Максимальные размеры транспортных средств, указанные в пункте 1 настоящего Приложения, включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры.
3. Любое транспортное средство при движении должно обеспечивать возможность поворота в пределах пространства, ограниченного внешним радиусом 12,5 м и внутренним радиусом 5,3 м.
4. Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью комбинированного транспортного средства не должно превышать 12,0 м.
5. Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда, от внешней передней точки кузова или платформы для установки груза за кабиной до задней внешней точки прицепа, за вычетом расстояния между задней частью тягача и передней частью прицепа, не должно превышать 17,0 м.
6. Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда, от внешней передней точки кузова или платформы для установки груза за кабиной до задней внешней точки полуприцепа не должно превышать 16,4 м.
7. Установленный в кузове транспортного средства груз не должен выступать за заднюю внешнюю точку автомобиля или прицепа более чем на 2,0 м.
8. Расстояние между задней осью грузового автомобиля и передней осью прицепа должно быть не менее 3,0 м.
9. Горизонтально измеренное расстояние между осью шарнирного крепления полуприцепа и любой точкой передней части полуприцепа не должно превышать 2,04 м.
10. Длина транспортного средства должна измеряться в соответствии с пунктом 6.1 стандарта ISO 612-1978. При этом при измерении длины не учитываются следующие устройства, смонтированные на транспортном средстве:
- устройства для очистки стекол и брызговики;
- фронтальные и боковые маркировочные пластины;
- устройства для пломбирования и защитные приспособления для них;
- устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них;
- оборудование для электроосвещения;
- зеркала задней обзорности и приспособления для обзора пространства за автомобилем;
- воздуховодные трубки;
- длины клапанов и разъемов для соединения с прицепами или съемными кузовами;
- ступени для доступа в кузов, подъемник для запасной автопокрышки;
- подъемные платформы, ступени для доступа и иное аналогичное оборудование, не превышающее в рабочем положении 200 мм и выполненное таким образом, чтобы оно не могло увеличивать предельную массу загрузки автомобиля, установленную изготовителем.
11. Высота транспортного средства должна измеряться в соответствии с пунктом 6.3 стандарта ISO 612-1978. Причем при измерении высоты не должны учитываться смонтированные на транспортном средстве антенны и пантограф в поднятом положении.
Для транспортных средств, имеющих устройство для подъема оси, должен учитываться эффект от воздействия этого устройства.
12. Ширина транспортного средства должна измеряться в соответствии с пунктом 6.2 стандарта ISO 612-1978. При этом при измерении ширины не учитываются следующие смонтированные на транспортном средстве:
- устройства для пломб, печатей и защитные приспособления к ним;
- устройства для закрепления брезента и защитные приспособления к ним;
- выступающие части брызговиков;
- устройства для опознавания повреждения автопокрышек;
- осветительное оборудование;
- ступени, подвесные платформы и иное аналогичное оборудование, которое в рабочем положении выступает не более чем на 10 мм с каждой стороны транспортного средства, у которых обращенные вперед или назад углы ступеней имеют радиус закругления не менее 5 мм, а их кромки — радиус закругления не менее 2,5 мм:
- зеркала заднего обзора;
- индикаторы давления в шинах;
- втягивающиеся или убирающиеся в транспортном положении ступени или лестницы;
- искривленная часть поверхности автопокрышки, выступающая за точку ее контакта с поверхностью дороги.
Когда нужно разрешение на перевозку негабаритного груза
П. 1 ст. 31 ФЗ-257 устанавливает, что движение по автодорогам в целом крупногабаритного автотранспорта допускается лишь при наличии законно выданных спецразрешений.
Исходя из совокупных норм Правил, утв. Постановлением Правительства № 2200 и ст. 12.21.1 КоАП, отдельное разрешение на перемещение по автодорогам негабаритных ТС (с грузом или без) требуется при зафиксированном особом превышении у тяжеловесного/крупногабаритного авто соответствующих допускаемых значений габаритов по прил. 1-3. То есть для крупногабаритных автомобилей — это выход за лимиты длины, ширины и высоты, а для тяжеловесных грузовиков — превышение допускаемых показателей транспортной массы или осевой нагрузки. Исключение — когда соответствующее превышение допустимо по локальным правилам, установленным владельцем автодороги.
П. 2 с. 31 ФЗ-257 — движение по автодорогам тяжеловесного автотранспорта, чья масса с грузом/без него и (или) осевая нагрузка больше чем на 10% процентов превышает допустимые транспортную массу или осевую нагрузку.
При перевозке груза, параметры которого превышают нормы по высоте, длине или ширине, водитель не может выполнять следующие действия:
- Превышать безопасную скорость передвижения. Допустимое значение устанавливается в каждом случае отдельно и зависит от дорожного покрытия, маршрута и других факторов. Согласно ПДД, негабариты по мостам должны передвигаться со скоростью не выше 40 км/ч.
- Отклоняться от маршрута. Если возникла необходимость изменить маршрут, его следует согласовать с ГИБДД. Дело в том, что в некоторых местах проезд негабаритов невозможен физически (узкие проезды или дороги, низкие эстакады и мосты, другие препятствия).
- Останавливаться в местах, не предусмотренных для стоянки авто, перевозивших крупногабаритные грузы, в том числе и на обочине. Исключением могут являться только неисправности транспортного средства.
- Продолжать движение при обнаружении неисправностей, которые могут привести к аварийной ситуации, а также при ослаблении креплений или смещении перевозимой конструкции.
- Осуществлять перемещение при неблагоприятных условиях погоды. К таким относятся гололед, сильный снегопад, туман (видимость менее 100 метров).
- Передвигаться по обочине, если это не предусмотрено разрешением или другими документами.
Ответственность и размеры штрафа
Если перевозка негабаритных вещей осуществлялась без официального разрешения, на нарушителя в обязательном порядке будет наложен штраф.
Важно! Штраф за перевозку негабаритного груза без разрешения устанавливает суд, исходя из процента превышения допустимого габарита и наличия/отсутствия факта угрозы возникновения ДТП.
Ниже предложена таблица вариантов денежных взысканий. Административная ответственность предусмотрена в этом случае для того, чтобы стимулировать исполнение физлицам и юрлицами законодательных норм.
Категория правонарушителей | Наказание |
---|---|
Граждане (физлица) | Денежный штраф в размере от 1500 до 2000 рублей. Альтернатива штрафу – лишение водительских прав на 2-4 месяца. |
Сотрудники транспортных фирм (должностные лица) | Денежный штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей. |
Юрлица | Штраф до 500 000 рублей. |
Собственник транспорта | Штраф до 300 000 рублей. |
Особенности перевозки негабаритных грузов автотранспортом
Если перевозка негабаритного груза планируется автотранспортом, то следует учитывать, что цена негабаритных перевозок обычно выше, чем при транспортировке более традиционных товаров. Это связано с определенными трудностями.
- Во-первых, перевозка негабаритных грузов требует использования специализированного транспорта, что сразу отразится на цене услуги.
- Во-вторых, повышенные требования предъявляются и к персоналу – водителям и грузчикам, которые привлекаются к погрузке и закреплению груза. Они обязаны строго соблюдать инструкцию по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов.
- В-четвертых, для перевозки таких грузов необходимо получение разрешения в соответствующих контролирующих инстанциях.
Каждый из перечисленных пунктов повышает стоимость перевозки. Кроме того, еще случаются трудности при составлении маршрута следования, например, из-за неудовлетворительных характеристик дорожного покрытия или других логистических проблем. Тогда логистическая компания вынуждена использовать другой вариант транспортировки, что иногда тоже стоит недешево.
Устав диктует общие правила провоза крупногабаритного груза. Разрешено везти по следующим типам автодорог:
- городским;
- пригородным;
- междугородним;
- международным.
Общие правила для провоза негабаритного груза на любом автотранспортном средстве касаются не только соблюдения дорожных знаков, но также и обращения с самим провозимым.
Груз должен быть:
- Размещенным на специализированном для провоза автомобильном транспорте.
- Закрепленным крепко и надежно.
- Таких размеров, чтобы не загораживать обозрение обстановки на дороге для водителя.
- Уложенным так удобно, чтобы автомобилисту это не мешало управлять ТС, в том числе даже подавать рукой сигналы, предупреждающие о предстоящем маневре – повороте, развороте.
- Отложен, освобожден от погрузки и транспортировки на случай, если машина не оборудована для этого. Либо – перемещен на авто, соответствующее нормоконтролю.
При этом его расположение на перевозочной площадке автотранспортного средства не должно загораживать работу огней, фар, световых отражателей, госномеров. Это касается как авто, так и прицепов к ним.
Перевозчик каждый раз обязан останавливаться с определенной периодичностью, с тем, чтобы проверить крепежи, местоположение груза в отсеке.
Такая необходимость возникает еще и для нормального распределения массы по машине.