Земельный налог 2024 для юридических лиц Московская область

Юридические лица должны ориентироваться на кадастровую стоимость участка, зафиксированную в ЕГРН. Необходимо взять значение на 1 января того года, за который рассчитывается налог. Если земельный участок образован за последние 12 месяцев, то берется стоимость на момент внесения сведений в ЕГРН (п. 1 ст. 391 НК). Идентичный порядок применяется для расчета налогов на территории, приобретенные юридическим лицом вместе с находящейся на них недвижимостью.

Пример расчёта земельного налога

Чтобы рассчитать земельный налог для юридических лиц, надо иметь следующие данные:

  • кадастровую стоимость участка;
  • ставку, которая применяется в муниципальном образовании в отношении этой категории земель;
  • срок владения.

Для организаций, которые владели участком неполный календарный год, применяются нормы п. 7 статьи 396 НК РФ:

  • если право на участок зарегистрировано в период с 1 по 15 число включительно, месяц засчитывают, как полный;
  • если право получено после 15-го числа, этот месяц в расчёт налога не принимается.

Пример

У организации есть два земельных участка, которые находятся в собственности полный 2023 год. Кадастровая стоимость одного – 2 674 560 рублей, применяется пониженная региональная ставка 1,2%. Кадастровая стоимость второго – 10 342 890 рублей, ставка 0,3%.

Рассчитаем налог по этим данным:

  • первый участок: 2 674 560 * 1,2% = 32 095;
  • второй участок: 10 342 890 * 0,3% = 31 029;
  • всего: 63 124 рубля.

Поскольку в муниципальном образовании установлены отчётные периоды, годовая сумма делится на 4 части по 15 781 рублей. Авансы перечисляются по окончании первого, второго, третьего квартала, а оставшаяся часть должна быть уплачена не позже 28 февраля 2024 года.

Изменения в ставках налога на имущество

Размер налоговой ставки на имущество устанавливают субъекты РФ, однако максимальная ставка ограничена налоговым кодексом и составляет 2,2 %. Если налоговая база объектов недвижимости определяется на основе кадастровой стоимости, то субъекты РФ могут устанавливать ставку налога, которая не превышает 2 %.

Летние поправки затронули п. 1 ст. 380 НК РФ — добавили новое положение, которое устанавливает максимальную ставку налога, исчисляемого по кадастровой стоимости, для объектов недвижимости, принадлежащих личному фонду на праве собственности. Важно отметить, что это правило будет применяться только к объектам недвижимости, таким как жилые помещения, гаражи и машино-места с кадастровой стоимостью менее 300 млн рублей. Субъекты РФ будут вправе устанавливать размер налоговой ставки, который не превышает пороговый уровень — 0,3 %.

Порядок расчета по земельным владениям

Итоговый налоговый платеж за год формируется по следующей формуле: ЗН = НБ × НС. Земельный налог (ЗН) будет равен произведению налоговой базы (НБ) и налоговой ставки в процентах (НС).

Если местное законодательство предполагает наличие отчетных периодов в виде первых трех кварталов в течение года (п. 2 ст. 393 НК), то юридическое лицо должно рассчитывать соответствующий аванс по каждому из них. Авансовый платеж (АП) определяется по формуле: АП = ¼ × НБ × НС. В расчетах учитываются все те же налоговые база и ставка. Если отчетных периодов не предполагается, то аванс перечислять не потребуется.

Когда нужно внести оставшийся к уплате земельный налог (ЗНу) по итогам года, следует применять специальную формулу: ЗНу = ЗНн – АП. В таком случае он будет равен разнице между начисленным земельным налогом за год (ЗНн) и суммой авансовых платежей (АП), которые были сформированы в течение года.

Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты

B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

  • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
  • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
  • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
  • Peлигиoзныe opгaнизaции;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
  • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
  • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
  • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
  • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).
Читайте также:  Как отразить в учете вознаграждение арбитражному управляющему

Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2023 гoдy

Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.

Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:

= KC x Нcт, гдe:

  • — cyммa нaлoгooблoжeния;
  • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
  • Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.

Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2023 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2023 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.

Изменение порядка расчета налоговой базы

Согласно новым изменениям, внесенным в законодательство о земельном налоге, с 2024 года будет изменен порядок расчета налоговой базы для физических и юридических лиц.

В соответствии с новыми нормами, налоговая база будет устанавливаться на основе кадастровой стоимости земельных участков, установленной государственным кадастровым агентством. Кадастровая стоимость определяется на основе характеристик участка, таких как его площадь, местоположение, назначение и другие параметры.

Также будет установлен коэффициент, который будет применяться к кадастровой стоимости земельного участка. Данный коэффициент будет учитывать различные факторы, влияющие на стоимость земли, такие как наличие коммуникаций, доступность дорог, близость к населенным пунктам и другие.

Порядок расчета налоговой базы также будет зависеть от категории земельного участка. Для земель сельскохозяйственного назначения будет установлен один коэффициент, для земель промышленного назначения — другой, а для земель жилой застройки — третий.

Стоит отметить, что новые изменения в законодательстве о земельном налоге также предусматривают установление льгот для определенных категорий налогоплательщиков. Например, для граждан, которые получают доходы только от сдачи в аренду земельных участков, будет установлена льготная ставка налога.

В случае возникновения споров между налогоплательщиком и государственной налоговой инспекцией по вопросам расчета налоговой базы, налогоплательщик имеет право обратиться в судебный орган для защиты своих прав и интересов.

Таким образом, введение новой системы расчета налоговой базы в земельном налоге с 2024 года предусматривает комплексные изменения в отношении установления налоговой базы, внесение новых коэффициентов, установление льгот для определенных категорий налогоплательщиков и усиление правовой защиты налогоплательщиков.

Возможность участия в инвестиционных проектах

Согласно новым изменениям в земельном налоге, введенным Законом № 389-ФЗ, налогоплательщики получают возможность участвовать в инвестиционных проектах, которые направлены на развитие и модернизацию территорий.

Судя по новым правовым нормам, физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут быть исключены из участия в инвестиционных проектах, если они не выполняют свои обязательства перед государством или нарушают законодательство.

Однако, если налогоплательщики участвуют в инвестиционных проектах, то они получают законную возможность влиять на изменения в земельном налоге и других налоговых сборах. При этом, стоимость земельных участков, используемых в инвестиционном проекте, определяется на основании кадастровой стоимости, учитывая влияющие факторы, такие как местоположение и нахождение участка.

Новая система определения стоимости земли позволяет участникам инвестиционных проектов получать налоговые льготы и снижать налоговые обязательства. Например, если стоимость земли по кадастровой стоимости превышает 4 миллиона рублей, то налоговый период по земельному налогу увеличивается до 4 лет. Таким образом, участники инвестиционных проектов имеют возможность сэкономить на налогах и использовать эти средства на развитие своего бизнеса.

Однако, для участия в инвестиционных проектах необходимо соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством. Например, участник должен иметь определенный опыт и квалификацию, а также обладать достаточными финансовыми ресурсами для реализации проекта.

Таким образом, новые изменения в земельном налоге предоставляют возможность участия в инвестиционных проектах, которые помогут развитию территорий и экономики страны. Это позволяет налогоплательщикам получать налоговые льготы и снижать налоговые обязательства, а также активно влиять на изменения в законодательстве и налоговой политике.

Периоды времени, в течение которых должен будет уплачен налог юридическим лицами, определяется постановлением муниципального образования. Тем не менее, этот период не может начаться раньше наступления 1 февраля года, идущего за входящим в отчетность. Платежи, являющиеся авансовыми, перечисляются ежемесячно.

Читайте также:  Открытие ООО с двумя учредителями в 2024 году

Граждане оплачивают налог в соответствии с поступившим уведомлением от ФНС не позже 1 декабря года, идущего за отчётным.

Для выполнения налоговой обязанности нужно:

  • получить квитанцию от органов ФНС (в случае с юридическими лицами такую квитанцию можно получить в личном кабинете на сайте налоговой службы либо при личном обращении её представителя в орган ФНС, в который уплачивается налог);
  • если квитанция бумажная – оплатить предъявленную в ней сумму в любом доступном вам банке;
  • если нет возможности либо желания самостоятельно посещать банк – оплатите квитанцию онлайн с помощью сайта ФНС, портала «Госуслуги» или онлайн-банкинга. Для этого потребуется ввести в поля, заполняемые при платеже онлайн те реквизиты, которые потребует система (узнать необходимую информацию можно по имеющейся квитанции).

Все перечисленные суммы попадают в местный бюджет.

Налог на жилой дом: ставки налогообложения

В ст. 406 НК РФ зафиксированы налоговые ставки по налогу, взимаемому с владельцев частных домов. Эти тарифы являются базовыми ориентирами для муниципалитетов, которые своими правовыми актами могут корректировать ставки по имущественным налогам и применять дифференцированный подход. Если ставки местными властями не установлены, применяются тарифы, указанные в НК РФ.

Тарифы и формулы расчетов разнятся в зависимости от того, какая стоимость принимается за основу – инвентаризационная или кадастровая. Российская налоговая система предусматривает полный переход к кадастровой оценке для целей налогообложения с 01.01.2020г. (ст. 5 закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ).

Какой налог на дом придется заплатить физлицу из кадастровой стоимости (п. 2 ст. 406 НК РФ):

если речь идет о жилой недвижимости, в том числе загородной, объектах незавершенного строительства (если планируется жилой дом), о гаражах или хозяйственных постройках (площадью до 50 кв.м), ставка налогообложения равна 0,1%;

для офисной и прочей коммерческой недвижимости, включенной в региональный перечень (п. 7 ст. 378.2 НК РФ), установлен тариф 2%;

налог на дом для физических лиц исчисляется по ставке 2%, если его кадастровая стоимость превышает отметку 300 млн. руб.;

остальные виды имущества облагаются налогом по ставке 0,5%.

Если за основу принимается инвентаризационная стоимость, дифференциация ставок осуществляется с учетом стоимости имущества, умноженной на повышающий коэффициент-дефлятор (п. 4 ст. 406 НК РФ):

до 300 тыс. руб. (включительно) – ставка до 0,1%;

если цена недвижимости находится в диапазоне свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно), ставка будет в интервале 0,1 — 0,3%;

для более дорогостоящего имущества (от 500 тыс. руб.) действует тариф 0,3 — 2%.

Значение коэффициента-дефлятора для расчета налога по инвентаризационной стоимости за 2018 год – 1,481; за 2019 год – 1,518.

Определение налоговой базы

Величина земельного налога рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Налоговая база для физических лиц определяется территориальной ИФНС на основе сведений о кадастровой стоимости, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества.

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно на сайте Росреестра или путем письменного запроса в территориальное отделение ведомства. По заявлению налогоплательщика Росреестр обязан предоставить необходимые сведения в течение пяти дней.

Не забывайте что кадастровая стоимость земельного участка определяется не по чьей-то воле, а в соответствии с земельным законодательством РФ. Поэтому если вы не согласны с оценкой своего имущества, помните о возможности обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или же сразу в суд — для физических лиц предварительное обращение в Комиссию не обязательно.

^

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 НК РФ.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

ст. 391 НК РФ

  • изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Читайте также:  Волгоград 66 заказное письмо от кого может быть судебное

Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

В Налоговом кодексе указаны два вида актуальных ставок для расчета земельного налога. В законе указано, что такие ставки «устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований» и не могут превышать прописанные в НК РФ показатели.

Так, ставка в 0,3% действует для:

  • земель сельхозназначения или участков, которые входят в зоны сельхозиспользования,

  • участков, занятых объектами жилищного фонда и соответствующей инженерной инфраструктурой, а также таких, которые были приобретены для строительства жилья (за исключением тех строений, которые будут использоваться в предпринимательской деятельности);

  • участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества;

  • земель, предназначенных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.

Переоценка кадастровой стоимости объектов недвижимости ведет к изменению суммы налога в будущем, поскольку кадастровая стоимость является основой для его расчета, пояснил Вячеслав Климов. «Но результаты этой переоценки россияне увидят в 2024 году, когда будут платить налог на имущество за 2023 год», — отметил он.

Информацию о том, как изменится кадастровая стоимость, можно узнать из выписки из ЕГРН или справки о кадастровой стоимости, которые можно получить в МФЦ или заказать в территориальных управлениях Росреестра.

Применение различных ставок земельного налога в отношении одного и тогда же участка

НК РФ не был урегулирован вопрос о порядке исчисления земельного налога, если один участок занят сооружениями инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и иными объектами. В подобном случае налоговики требовали рассчитывать налог за весь земельный участок по ставке, установленной законом субъекта РФ в отношении прочих земель – не выше 1,5 %, так как применение ставки не выше 0,3 % возможно только при выделении самостоятельного земельного участка под объектами жилищной инфраструктуры.

С 2024 года разрешено применять различные ставки земельного налога в отношении одного и тогда же участка.

Для этого фирма должна подать в инспекцию уведомление со следующими сведениями:

  • наличие на земельном участке жилищного фонда и (или) объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • площадь участка, занятая объектами недвижимости, которые не относятся к жилищному фонду.

Форму уведомления, порядок его заполнения и формат подачи утверждает ФНС России.

К уведомлению нужно приложить документы, подтверждающие наличие таких объектов и площадь части участка, занятой объектами недвижимости, не относящимися к жилищному фонду.

Если не представить уведомление, инспекция получит сведения о наличии на участке объектов жилищного фонда в порядке межведомственного обмена.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *